P O L I T I A
  Тезисы: Екатерина Мутьева

Н. Макиавелли. Государь. Гл. 5-25.

Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности. Государь не может без ущерба для себя проявлять щедрость.

Щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь самую возможность ее выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждающую презрение, либо, желая избежать бедности, разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть.

Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных. Ибо большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь или имущество.

Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью.

Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое -- ты только себе вредишь.

Новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно. Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества.

Не прослыв жестоким, нельзя поддержать единства и боеспособности войска. Мудрому правителю лучше засчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных.

Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса -- волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана.

Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание.

Обладать всеми добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ими -- полезно. Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым -- и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Люди большей частью судят по виду.

Дела, неугодные подданным государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами.

Вооружая подданных, обретаешь собственное войско, завоевываешь преданность одних, укрепляешь преданность в других и таким образом обращаешь подданных и своих приверженцев. Разоружив подданных, ты оскорбишь их недоверием и проявишь тем самым трусость или подозрительность. Новых подданных следует разоружить.

Нередко государи, особенно новые, со временем убеждаются в том, что более преданные и полезные для них люди -- это те, кому они поначалу не доверяли. Следует вдумываться в побуждения тех, кто тебе помогал, и если окажется, что дело не в личной приверженности, а в недовольстве прежним правлением, то удержать их дружбу будет крайне трудно, ибо удовлетворить таких людей невозможно.

Тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны.

Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки. Но самое главное для государя -- постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся. Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого - это всегда лучше, чем стоять в стороне. Здесь уместно заметить, что лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если к этому не понуждает необходимость.

Государь должен также выказывать себя покровителем дарований. Он должен также занимать народ празднествами и зрелищами в подходящее для этого время года. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные испособные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий -- сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум -- выдающийся, второй -- значительный, третий -- негодный.

Министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о себе, а о государе, и не являться к нему ни с чем, что не относится до государя. Поэтому благоразумный государь должен избрать следующий путь, а именно: отличив нескольких мудрых людей, им одним предоставить право высказывать все, что они думают, но только о том, что ты сам спрашиваешь и ни о чем больше; однако спрашивать надо обо всем и выслушивать ответы, решение же принимать самому и по своему усмотрению.

Государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы, если только такой государь случайно не доверится мудрому советнику, который будет принимать за него все решения.

Добрые советы, кто бы их ни давал, родятся из мудрости государей, а не мудрость государей родится из добрых советов.

Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов. Сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени.

Екатерина Мутьева.


  НАЗАД
 
Hosted by uCoz