P O L I T I A
  Тезисы: Екатерина Мутьева

Н. Макиавелли. Государь. Гл. 1-11.

Все государства были либо республиками, либо государствами, управляемые единовластно. Новые государства разделяются на те, где подданные привыкли повиноваться государям, и те, где искони жили свободно. Государства приобретают при помощи оружия, либо милостью судьбы, либо доблестью.

Трудно удержать власть новому государю, и даже наследному государю, присоединившему новое владение, т.к. государство становится смешанным.

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.

Если в завоеванном и унаследованном владениях один язык и они принадлежат одной стране, то власть над ними удержать легче, нежели, если они принадлежат к разным странам и имеют разные языки.

Чтобы удержать власть в завоеванном государстве нужно: учреждать колонии, покровительствовать слабым, не давая им войти в силу; обуздывать сильных и принимать меры к тому, чтобы в страну не проникло влияние могущественных чужеземцев.

Единовластно управляемые государства делятся на:
  • государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности и помогают ему управлять государством (н.: турецкий султан),
  • государь правит в окружении баронов, властвующих не милостью государя, но в силу древности рода.


  • Три способа удержать завоёванное государство:
  • разрушить его
  • переселиться туда на жительство
  • предоставить гражданам жить по своим законам, при этом обложив их данью и вверив правление небольшому числу лиц, к-рые ручались бы за дружественность города государю.


  • В республиках больше жизни, больше ненависти, больше жажды мести; в них никогда не умирает и не может умереть память о былой свободе.

    Кто меньше полагается на милость судьбы, тот дольше удерживается у власти.

    Кто следует путём доблести, тому трудно завоевать власть, но легко её удержать. Трудность для таких людей в том, что им приходится вводить новые порядки, без чего нельзя основать государство и обеспечить себе безопасность.

    Нрав людей непостоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно.

    Две возможности возвыситься - благодаря доблести и милости судьбы. Первый сумеет, став государём, заложить те основания, которые другие закладывали до того, как достигнуть власти. Второй даже не сможет долгое время удержаться у власти.

    Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить сильных мира сего позабыть о старых обидах.

    Ещё два способа стать государём (в основном характерные для республики), когда частный человек достигает верховной власти путём преступлений (сицилиец Агафокл стал царём Сиракуз) либо в силу благоволения к нему сограждан (для этого нужна удачливая хитрость).

    Тот, кто овладевает государством, должен предусмотреть все обиды, чтобы покончить с ними разом, а не возобновлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся.

    Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше. Самое же главное для государя - вести себя с поданными так, чтобы никакое событие не заставляло его изменить своего обращения с ними, т.к. случись тяжёлое время, зло делать уже поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью.

    Единовластие в силу благоволения сограждан наз-ся гражданским учреждается по требованию либо знати, либо народа. Столкновение этих начал (знати и народа) разрешается трояко: либо единовластием, либо безначаличием, либо свободой. Придя к власти с помощью знати, труднее удержать власть, нежели придя с власти с помощью народа, т.к. знать считает себя равной правителю.

    Народ требует только, чтобы его не угнетали, поэтому удержать его дружбу не сложно, в отличие от дружбы знати. Заручиться дружбой народа можно, если взять народ под свою защиту. Мудрому государю нудно сделать всё, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, - только тогда он сможет положиться на их верность.

    Государь, чей город хорошо укреплён, а народ не озлоблен, не может подвергнуться нападению и не может быть побеждён противником.

    Церковными государствами овладеть трудно (нужна и доблесть и милость судьбы), а удержать легко. Такие государства опираются на освящённые религией устои, столь мощные, что они поддерживают государей у власти, независимо от того, как те живут и поступают. Государи там имеют власть, но её не отстаивают, имеют подданных, но ими не управляют; но на власть их никто не покушается, а подданные их не тяготятся своим положением и не хотят, да и не могут от них отпасть. Лишь государи там пребывают в благополучии и счастье.

    Екатерина Мутьева.


      НАЗАД
     
    Hosted by uCoz