P O L I T I A
  Тезисы: Яна Черепанова.

Т. Гоббс, Левиафан. Главы 13-21.

Глава 13.

Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Из-за равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей, а затем и недоверие друг к другу. От недоверия - война.

Три основных причины войны:
  • соперничество (жажда блага для себя)
  • недоверие (в целях самозащиты)
  • жажда славы (часто возникает из соображения чести)


  • При отсутствии общей власти, держащей всех в страхе, есть война всех против всех, к которой приводит человеческая природа, разобщая людей, делая их способными нападать друг на друга. В подобной войне ничто не может быть несправедливым. Сила и коварство - два основных добродетеля. Страсти подобные страху смерти и желанию вещей склоняют людей к миру. Разум подсказывает им условия мира - естественные законы.

    Глава 14.

    В "естественном состоянии" каждый человек имеет право на все, даже право на жизнь другого человека.

    1. Основной естественный закон - каждый должен стремиться к миру, но если нет никакой возможности, то человек может использовать любые средства, дающие преимущество на войне.
    2. Второй естественный закон - отказаться от всего в пользу других, поступать так, как хочешь, чтобы поступили с тобой (параллель с Евангелием); но если другие не идут тебе на встречу, то не надо отдавать себя на разграбление.

    Отказ от права - это устранение препятствий для другого, пользоваться выгодой от права на тоже самое.

    Глава 15.

    3. Третий естественный закон - справедливость, люди должны выполнять заключенные ими соглашения.
    4. Естественный закон - благодарность, она обусловлена предварительной милостью.
    5. Взаимная уступчивость или любезность.
    6. Все должны легко прощать обиды друг другу (совпадает с библейской заповедью).
    7. При отмщении люди должны руководствоваться будущим благом, например, отомстить в целях воспитания.
    8. Против оскорбления.
    9. Против гордости (каждый должен признать других равными себе от природы).
    10. Против надменности.
    11. Беспристрастие.
    12. Равное использование общих вещей.
    13. Закон о жребии; есть вещи, которые нельзя поделить, в таких случаях действует первоочередное владение по жребию.
    14. Жребий установленный соглашением сторон; естественный жребий - первородство или первое владение.
    15. О неприкосновенности посредников.
    16. О подчинении арбитражу.
    17. Никто не может быть судьей самого себе.
    18. Никто не должен быть судьей в деле, которым заинтересован.
    19. О свидетелях: судья не должен доверять одной стороне больше, чем другой.

    Если все это покажется сложным, то есть общее правило для понимания даже самого неспособного человека: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы сделали тебе. Наука об этих законах - истинная моральная философия, т. е. наука о том, что такое добро и зло в поступках и в человеческом обществе.

    Глава 17.

    Цель государства - главным образом, обеспечение безопасности. Гражданское правление и государство нужно, т. к. большинство людей не может соблюдать естественные законы и справедливость без общей власти.

    Человек не может, как некоторые создания (без разума и речи), жить в обществе без всякой принудительной власти.

    Государство - это уполномочие одного человека или собрания лиц другими людьми с целью передать право управления собой, при условии, что другие люди также передадут ему свое право и санкционируют все его действия.

    Носитель единого лица - суверен, обладающий верховной властью, а все остальные - подданные.

    Достижение власти физической силой - приобретение, добровольное соглашение людей есть политическое государство.

    Глава 18.

    Последствия установления политического государства: подданные не могут изменять форму правления, протестовать против суверена, суверен является судьей, он обязан обеспечивать подданным безопасность, он имеет право объявлять войны и заключение мира, когда посчитает нужным и т.п.

    Власть всех в совокупности тождественна суверену.

    Верховная власть не столь пагубна, как ее отсутствие.

    Глава 19.

    Три различные формы государства:
    1. Монархия - представитель один человек
    2. Демократия - собрание всех желающих
    3. Аристократия - собрание части граждан

    Тирания и олигархия - различные названия монархии и аристократии.Все формы правления Гоббс сводит к данным трем видам.

    Суверен никогда не признавался подданными своим представителем, это имя, с общего одобрения, стало считаться титулом тех людей, которые по его приказанию были посланы народом, чтобы изложить суверену народные пожелания и дать ему совет (депутаты).

    Различие трех видов государств состоит в том, как они осуществляют свою цель, для которой они установлены. Сравнивая данные виды государств, Гоббс подчеркивает преимущество монархии.Царствующий монарх распоряжается престолонаследием.

    Глава 21.

    Свободный человек - тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, т.к. он по своим физическим и умственным способностям в состояние это сделать.

    Свобода, по Гоббсу, совместима с необходимостью и страхом.

    Свобода подданных заключается в свободе делать то, что не оговорил суверен в своих законах.

    Свобода подданных совмещается с неограниченной властью суверена. Гражданские законы - искусственные соглашения людей. Главная свобода подданных заключается в свободе защищать свою жизнь в любых обстоятельствах. Подданные освобождаются от повиновения суверену, с момента, когда тот будет не в состоянии защищать их.

    Яна Черепанова.


      НАЗАД
     
    Hosted by uCoz